Набор в группу йоги
Семинары
Инструкторы
Контакты
Библиотека
Фотогалерея
Новости
Форум
Андрей Сафронов
ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

ВВЕДЕНИЕ
Структура психологии.
Начиная изучение такой науки как психология следует отметить прежде всего ряд особенностей, которые отличают психологию от других наук.
Первая особенность психологии состоит в том, что к настоящему времени не существует единой “академической” психологии с чётко выработанным каноном и устоявшимися, проверенными взглядами, подобно тому как это имеет место в физике, химии и других точных дисциплинах. Фактически термин психология объединяет в себе 3 совершенно различных течения, связанных с изучением человеческой психики. Первое из этих направлений - экспериментальная психология восходящая своими потоками к лаборатории Вундта. Основная идея этого направления создание точных, исчисляемых, экспериментально проверяемых моделей психики, которая рассматривается как совокупность так называемых психических функций - таких как мышление, память, эмоции и т.д. (более подробно см. лекцию 1). Практически вся советская психология так или иначе базировалась на этом подходе. С этим мы подходим читатель столкнётся, открыв любой учебник с названием “Общая психология”. Указанный подход обладает рядом достоинств и недостатков. К достоинствам его можно отнести наукообразность, возможность составления экспериментальных данных. Основным недостатком описываемого подхода является тот факт, что исчисляя каждую из психических функций он не даёт никакой информации о ЧЕЛОВЕКЕ в целом, т.е. не позволяет решить основную задачу, стоящую перед психологией.
Второе течение в психологии исторически связано с бихейвиоризмом, основной идеей которого являлось изучение не психики человека, а его поведение. Данное направление внесло значительный вклад не только в науку, но и в практическую психологию, предложив массу интересных манипулятивных и антиманипулятивных методов и образцов поведения.
И, наконец, третьим течением в современной психологии стал психоанализ со всеми его ответвлениями, основным объектом изучения которого стала внутренняя структура психики человека, его внутренний мир. В отличии от своих “соседей” психоанализ не претендовал на научность. Инструментом изучени я человека стал сам человек. Да и изучение не играет в психоанализе первостепенной роли значительно важнее психотерапевтические аспекты и личностный рост человека.
Другой важнейшей особенностью психологии является однотипность объекта и субъекта исследования - и тем и другим является человек. Это накладывает определенные ограничения на возможность построения такой “научной” психологии, поскольку во-первых, ситуация эксперимента сама по себе меняет состояние испытуемого, а во-вторых экспериментатор не может быть объективным при интерпретации его результатов.
И, наконец, третьей особенностью психологии является её воздействие на психику и личность обладающих её аппаратом людей. Действительно ни физика, ни математика не изменяют в процессе своего изучения психологический статус личности, тогда как психология производит подобный эффект, заставляя с одной стороны рефлексировать в свою собственную психику, а с другой ставя человека в позицию наблюдателя по отношению ко всем остальным людям. Именно последнее обстоятельство зачастую приводит к психологической отчуждённости психологов, вызывает настороженное отношение к ним со стороны обычных людей - никому ведь не приятно ощущать себя подопытным кроликом в процессе общения.
В настоящем курсе лекций мы попытаемся коснуться различных вопросов и аспектов психологии, стараясь при этом чтобы все рассматриваемые вопросы имели практическое применение.

ЛЕКЦИЯ 1.
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ.ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

В основе этого подхода лежит представление о психике, как совокупности психических процессов, каждый из которых может быть выделен и изучен относительно независимо. Выделяют три основные группы психических процессов: познавательные, эмоционально-чувственные и волевые. К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, интуиция.
В группу эмоционально-чувственных процессов начали эмоции и чувства.
Рассмотрим краткие характеристики каждого из описываемых процессов.
1. Ощущения представляют собой элементарные кванты информации воспринимаемые органами чувств (рецепторами). Так ощущением, является цветность, ощущение тепла-холода, запаха, шероховатость, вкуса. Рецепторы делят на 3 группы:

2. Восприятие представляет собой просуммированные человеком ощущения о том или ином объекте, которые позволили идентифицировать его как целостный объект. Так просуммировав красный цвет, круглую форму, соответствующий запах и вкус мы начинаем воспринимать, что перед нами тарелка борща.
Существует формула

Восприятие = ощущение + действие.

Действительно для того чтобы перейти от ощущения к восприятию мы должны совершить некоторые действия - осмотреть объект с разных сторон, пощупать, обнюхать и т.д.
3. Память представляет собой способность человека фиксировать информацию, полученную извне или генерированную самим человеком. Память разделяют по длительности на кратковременную и долговременную, по типу хранимой информации на зрительную, моторную, слуховую и т.д. Соответствующие названия говорят сами за себя.

4. Мышление представляет собой способность человека производить в своем мозгу логические и математические операции, а также устанавливать связь между предметами, событиями и явлениями. Последнюю функцию часто называют интеллектом. В процессе мышления человек оперирует образами, символами, понятиями. В зависимости от этого мышление называется образным, символьным (абстрактным) или понятийным. Считается, что абстрактное мышление является одним из основных атрибутов человека.

5. Воображением называется способность человека комбинировать фрагменты своего опыта и впечатлений, создавая из них новые образы.

6. Интуицией называется необусловленные знания человека, т. е. такие знания которые не были получены путем логического анализа , а является результатом деятельности бессознательного.

7. Эмоции представляют собой наиболее примитивный способ выражения человеком своих состояний онтогенетически связанных с животным миром. Можно сказать , что эмоции это язык общения животных, по наследству перешедший к человеку. Примерами эмоций может служить плач, смех, угрюмость..

8. Чувства представляют форму привязанности человека к некоторому объекту. Чувства обычно продолжительнее эмоций. Примерами эмоций являются любовь, ненависть, гнев, , восхищение. Эмоции и чувства обычно переплетены между собой. Можно сказать , что эмоции являются внешним выражением чувств.

9. Воля и волевые процессы представляют особую форму психических процессов, определение которых достаточно долго не было сформулировано наиболее удачной из попыток определения воли можно считать следующее - воля, это способность человека способность человека сохранять целостность своего Я. Не смотря на давление внешней среды и деструктивные внутрипсихические факторы.

Изложенная выше концепция несмотря на свое несовершенство и эмпиризм имеет массу практических приложений. Так зная требования к уровню развития определенных психических процессов и обладая соответствующими методами психодиагностики можно проводить профессиональный отбор.
Оперируя перечисленными категориями можно также строить концепции медицинской психологии, как это было сделано Б.В. Зейгарник. Так нарушение психики были разделены на нарушение памяти, мышление, эмоциональной сферы, волевой сферы и т . д..
Как одно из удачных приложений подобной интерпретации рассмотрим Юнговскую модель психологических типов. В основу этой классификации положены и психические процессы: ощущение, восприятие и мышление, эмоции, чувства и интуицию. Согласно Юнгу у каждого человека наиболее выражена только одна из данных психических функций, причем существует закономерность относительно степени развития остальных, выражаемая графически следующим образом..
Так у человека с развитой функцией мышления (мыслительный тип), функция чувств будет не только слабо развита, но и более того, подавленна и вытеснена в бессознательное. Одна из соседних функций ощущение или интуиция будут вспомогательной для мышления, другая второй вспомогательной. Аналогично у человека с развитой интуицией (интуит), функция ощущения будет подавлена, а мышление и чувства будут вспомогательными.
Важным, в следствии вытеснения противоположной основной функции в бессознательное, является бессознательная тяга человека к партнеру, обладающим противоположным психотипом. Так мужчина мыслительный экстраверт с о вспомогательным ощущением будет искать женщину, чувствующего интроверта со вспомогательной интуицией. Именно такие парадоксальные пары оказываются как правило наиболее прочными.
Другим интересным следствием является кризис 40 лет, проявляющейся в несвойственном человеку поведении, зачастую импульсивных, необдуманных поступках, желании резко изменить свою жизнь. Согласно рассмотренной концепции кризис 40 лет объясняется прорывом вытесняемой до этого функции на сознательный уровень. Поскольку человек не умеет управлять проявлениями соответствующей функции его поведение становиться странным иногда социально дезадаптативным.
Предположенная классификация была положена в основу одного из прикладных направлений современной психологии соционики.

Учитывая, что каждый человек может быть экстравертом и интровертом, т.е. направлять фокус своей энергии вовне или внутрь себя, получаем 16 основных психотипов.

ЛЕКЦИЯ 2.
СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ. ПОДСОЗНАНИЕ, СОЗНАНИЕ, СВЕРХСОЗНАНИЕ.

Одним из крупных достижений современной психологии является создание модели внутреннего мира человека. Согласно этой модели психику человека можно представить как результат взаимодействия трех составляющих: сверхсознания, подсознания и сознания, среди которых первая составляющая - подсознание представляет собой природную компоненту человека, его желания, инстинкты, потребность, сверхсознание представляет собой совокупность социальных норм, установок, морали, ограничивающих его действия в соответствии с потребностями общества, а сознание - промежуточное звено - является разумом, рациональным мышлением, способностью человека осознавать себя и мир, логически мыслить, и выбирать. Указанная концепция была получена эмпирически, в результате наблюдений, однако вывод о существовании трех частей человеческой психики, можно сделать и на основании стержневого понятия всех эзотерических учений - понятия эволюции, и ее трактовки, как процесса накопления опыта поведения в различных ситуациях.

ПОДСОЗНАНИЕ можно интегрировать как совокупность всего опыта, приобретенного душой на протяжении ее существования, причем разные пласты подсознания одновременно содержат опыт, относящийся к различным эволюционным уровням. Глубже всего лежит опыт, накопленный в минеральном и растительном царствах - он обеспечивает нормальное функционирование физического тела, выше - животный опыт, управляющий инстинктами, и наконец ближе всего к сознательному плану находится опыт, накопленный в прошлых человеческих жизнях, - он определяет наши качества, предпочтения, жизненные устремления. Для того чтобы опыт прошлых перерождений было удобно использовать он как бы воспроизводится, прокручивается заново, в каждом новом воплощении. Давно замечено, что в утробе матери плод проходит все предшествующие стадии эволюции - от одноклеточного до человека (биогенетический закон Геккеля). Проследив дальнейшее развитие человеческого существа, можно обнаружить, что в детском и отроческом возрасте ребенок в своем развитии воспроизводит путь, пройденный человечеством, а возможно и лично им в прошлых жизнях. Чем богаче событиями детство, чем разностороннее интересы ребенка, чем быстрее они меняются, тем более древней душой он обладает. Описанная ситуация осложняется тем, что далеко не весь приобретенный человеком опыт действительно является конструктивным, т. е. соответствующим, Природным законам и способствующим выживанию. Наряду с полезным опытом человек может приобрести массу ¦псевдоопыта¦. Это связано с особенностью психики человека, которая регистрирует все подряд, не выделяя ¦полезные¦ причинно - наследственные связи. В глобально - эволюционном плане это не играет важной роли, т. к. большое количество однотипных ситуаций приведет рано или поздно к выделению полезного опыта из бесполезного, однако в жизни отдельного человека наличие подобного псевдоопыта может играть негативную роль. Под СВЕРХСОЗНАНИЕМ (супер-эго, в терминологии психоанализа) мы будем понимать систему программ, запретов и установок, заложенных человеку в процессе воспитания, ограничивающих или направляющих его действия, поступки и желания в социально приемлемых рамках. С точки зрения эволюционной концепции источником появления таких программ является опыт или псевдоопыт людей, достигших более высоких эволюционных уровней, который они сформулировали в виде моральных установок и передали человечеству "сверху вниз". Программы лежащие на сверхсознании могут быть природными, т.е. дающими возможность дальнейшей духовной эволюции, и не природными, принадлежащими разным эгрегорам, цивилизациям, неприродным обществам. Природные программы не наносят ощутимого вреда, более того их обладатель может казаться более духовным человеком, однако следует понимать, что эти формы поведения обусловленными этими программами являются не личными наработками человека, а вставками сил, находящихся на более высоких эволюционных уровнях. Такие наработки не сохраняются за человеком при переходе от одной реинкарнации к другой или уходе от сил, от которых они были получены. Устранение или сознательное подтверждение описываемых программ (при котором они становятся уже личными наработками человека, частью его сознания) имеет смысл только при достижении человеком соответствующего эволюционного уровня. Неприродные программы, в отличие от природных, хотя и могут быть социально одобряемыми, пагубно влияют на состояния человека, главным образом по средствам блокировок его естественных потребностей. Такие блокировки приводят к появлению внутреннего напряжения, обусловленного конфликтом подсознания и сверхсознания, которые выражаются в форме невроза. Заметим, что именно существование неприродных программ привело психоаналитиков к мысли, что существование цивилизации само по себе делает человека невротиком, поскольку ограничивает его желания. Автор настоящей книги придерживается концепции, полагающей, что на каждом эволюционном уровне существуют формы поведения, законы " являющиеся природными¦, т.е. допустимые с точки зрения окружающих людей, но не подавляющие, а определяющие форму удовлетворения естественных желаний.
СОЗНАНИЕ человека или его внутреннее ¦Я¦ является безусловно, наиболее интересной частью его психического мира. Прежде всего, потому, что сознание является одной из позднейших психических образований, которые присущи только людям, да и то не всем. Именно наличие индивидуального сознания, ¦внутреннего стержня¦, является признаком человека, его эволюционным атрибутом. В чем же состоят функции сознания? Не затрагивая сложных философских вопросов эти функции можно определить следующим образом:
1. Сознание является инструментом, осуществляющим процедуру свободного выбора из нескольких альтернатив. Такой выбор не может осуществляться подсознанием, ибо подсознание, как уже говорилось, состоит из инстинктов и всегда ведет человека к реализации наиболее сильного желания. Такой выбор не может быть осуществлен и сверхсознанием, ибо оно содержит четкие программы и формулировки, строго регламентирующие действия человека. Отметим, что важнейшая из функций Выбора, лежащих на "плечах" сознания - это выбор между подсознательными желаниями и сверхсознательным установками, уравновешивающими позиций "Хочу" и "Надо".
2. Сознание является инструментом активного познания мира, позволяющим выделить закономерности, абстрагироваться от процессов, создавать модели реальности. Обладая сознанием человек в состоянии познавать мир, а следовательно, и эволюционировать намного быстрее, чем это можно сделать методом проб и ошибок.
3. Как следует из самого названия "Сознание" - (со-знание - совместное знание), именно сознание позволяет людям общаться, формулируя знания посредствам знаковых систем - языков.
4. Сознание является инструментом осознания. Более того, процесс осознания по сути, является пропусканием через сознание тех или иных элементов психической жизни. Заметим, что, говоря об осознании, обычно смешивают два различных процесса - актуализацию, связанную с привлечением внимания сознания к объекту психики, и интерпретацию, т.е. обозначение каких-либо явлений словами, отнесение их к одному из известных типов явлений, "выдача имени".

Наглядно соотношение компонент человеческой психики выглядит подобным образом:

Заметим, что сознание людей может находиться на различных эволюционных уровнях. То, что для одного является сознанием, для другого может быть уже давно пройденным этапом и находиться на подсознании, а для третьего быть еще не достигнутым сверхсознательным уровнем. Это легко видеть в жизни: голова одного человека все время занята вопросом как добыть хлеб насущный, а для другого это уже не проблема, но он не знает, как обойти конкурентов, третьего интересуют более абстрактные законы, устройство мира и т. д. Сознание человека работает над теми законами, которые актуальны с точки зрения его эволюции.

ЛЕКЦИЯ 3
Структура человеческой психики. Потребности и мотивы. Иерархия потребностей.

Как известно, действиями человека управляют его желания. Однако желания могут иметь различную природу. Они могут быть естественными, т. е. обусловленными природой самого человека и привнесенными, т. е. имеющими своим источником сверхсознательные установки. Отличие этих типов желаний легко проследить, т. к. при выполнении естественного желания человек испытывает естественное чувство удовлетворенности, при выполнении привнесенного - нет. Естественные желания можно разделить на первичные потребности и вторичные - определяющие форму удовлетворения потребностей. Например, голод, является первичным желанием, а желание пообедать - вторичным.
С энергетических позиций потребности человека можно рассматривать как некоторые первичные энергии, право обладания которыми наработано человеком на предшествующих эволюционных уровнях, которые используются человеком на совершение действий, удовлетворяющих эти потребности, и подталкивающие его к этому посредством желаний. Обладание человеком большим запасом подобной энергии, приводит к сильному желанию что - либо сделать, которое разряжается по мере совершения действий, приближающих человека к удовлетворению данной потребности, по мере разрядки напряжения человек испытывает чувство удовольствия и приятной усталости.
По энергетической локализации первичные потребности человека можно соотнести с его чакральной системой. МУЛАДХАРА Физиологические потребности Потребность в защищенности
СВАДХИСТХАНА Потребность в сексе и удовольствиях МАНИПУРА Потребность в сопричастности и доминировании среди себе подобных (власти )
АНАХАТА Потребность любить и быть любимым
ВИШУДХА Познавательная потребность
АДЖНА Потребность в самопознании и смысле существования. Рассмотрим каждую из потребностей подробнее.
1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ - в еде, сне, отдыхе, тепле.
2. ПОТРЕБНОСТЬ В ЗАЩИЩЕННОСТИ - заставляет человека стремиться к удовлетворению не только физиологических потребностей, но и к тому, чтобы иметь возможность удовлетворять эти потребности в дальнейшем. Данная потребность прослеживается уже на животном и растительном уровнях в стремлении делать запасы, инстинкте территории и жилища. Естественно аналогичные инстинкты присущи и человеку.
3. ПОТРЕБНОСТЬ В СЕКСЕ И УДОВОЛЬСТВИЯХ - также относится к физиологическим и может выражаться как непосредственно так и через косвенные желания. Так желание хорошо выглядеть, красиво одеваться, имеет подсознательной целью привлечение сексуального партнера, даже, если сознательно человек этого не понимает.
4. ПОТРЕБНОСТЬ В СОПРИЧАСТНОСТИ - имеет эволюционной основой стадный характер человека, облегчающий выживание. Реализацией этой потребности является желание человека принадлежать к каким - либо группам, обществам, носить, по отличительным знакам форму, символику и т. д.
5. Эволюционная основа ПОТРЕБНОСТИ В ДОМИНИРОВАНИИ сложнее, Реализацию данной потребности можно наблюдать уже в животном царстве: в любой стае существует иерархическая структура, причем каждое животное, по крайней мере, в молодости стремиться повысить свой статус в этой структуре. Наличие иерархии повышает выживаемость вида в целом, а также увеличивает вероятность выживания сильных особей (которые, как правило, находятся наверху) за счет слабых, что также соответствует целям эволюции. На животном уровне эта потребность реализуется с помощью клыков и когтей, человек может повысить свой статус, разбогатеть, сделав карьеру, приобретя своими делами уважение окружающих.
6. ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ является, в основном, человеческой наработкой и может удовлетворяться как непосредственно, так и через альтруистические действия, желание завоевать симпатию окружающих и т. д.
7. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ в низших формах проявляется как любопытство, перерастающее в дальнейшем в активное стремление к познанию мира.
8. ПОТРЕБНОСТЬ В ОСМЫСЛЕННОСТИ является источником религиозного чувства.
9. ПОТРЕБНОСТЬ В САМОПОЗНАНИИ актуальна лишь для небольшого количества людей и является предпосылкой осознанного духовного развития.

Приведенная здесь иерархия потребностей была разработана известным американским психологом гуманистического направления А. Маслоу, который разместил указанные потребности в виде пирамиды.

Общие, сформулированные им принципы гласили
1. Человек стремится к самореализации путем удовлетворения всех имеющихся потребностей.
2. Чем "выше" потребность, тем в меньшей степени она определяет жизнь человека.

ЛЕКЦИЯ 4
Структура человеческой психики. Программы и сценарии.

Прежде чем говорить о распрограммировании самого себя, познакомимся с наиболее распространенными типами программ и методами их постановки.

1. Программы запрета. Подобные программы блокируют какой-либо вариант действий или чувств, не предлагая ничего взамен. Закладка таких программ происходит обычно в детском возрасте, когда родитель обоснованно или необоснованно запрещают что-либо своему ребенку: ¦Не ходи через дорогу¦, ¦Не лги", "Не груби старшим", "Не гладь собаку". Если такие требования повторяются достаточно часто и подкрепляются эмоциями или наказаниями они вполне могут прочно засесть в психике ребенка. В дальнейшем подобные программы могут или закрепиться как абсолютный императив (т.е. будут безусловно, выполняться даже взрослым) или смягчиться. Например, в последнем примере выросший ребенок сможет погладить собаку, но будет испытывать при этом чувства отвращения, вины или брезгливости. Вред таких программ очевиден, поскольку они отнимают у человека его главное и неотъемлемое право - свободу. Кроме того, запрещая какие-либо виды деятельности, эти препятствуют накоплению соответствующего опыта, а следовательно, и гармоничному развитию.
Типичное чувство, порождаемое такими программами - чувство вины и недовольство собой, которое преследует человека до самой смерти. Причиной этого чувства является тот факт, что взрослый человек, как правило, не может не нарушать большинство установок, данных ему в детском возрасте.
Более мягким вариантом программ запрета - являются программы, содержащие по выражению Э.Берна "расколдовыватель", т. е. условие прекращения действия программы, например: " Не гуляй с мальчиками, пока тебе не исполнится 16 лет ". Основной вред этого типа программ состоит в том, что они передаются из поколения в поколение, отравляя жизнь людей в детском возрасте.
Любопытным и крайне вредным вариантом запретительных программ являются " проклятья " - программы, запрещающие нормальный ход жизни человека: " Ты никогда ничего не достигнешь", " Ты никогда не научишься правильно писать (читать, говорить, плясать...) такие формулировки, брошенные ребенку даже в скользь, могут серьезно искалечить его жизнь.
Для того чтобы понять существуют ли у Вас запретительные программы, проанализируйте, какие действия кажутся Вам наиболее отвратительными, чего бы Вы не смогли сделать, какие действия у других людей вызывают у Вас возмущение, а какие зависть.
2. Программы, регламентирующие жизненную позицию (отношение к себе и миру). К этому типу программ относятся, например, утверждающие: " все мужчины - сволочи " (" Все женщины стервы "), " Тебе никто ничего не должен ", " Бойся людей ", "Жизнь - это борьба", " Человек должен трудиться", и т. д. Характерной особенностью этих программ является наличие в них необоснованных и абсолютизирующих обобщений типа: " Все, все, никто", "Никогда" и т.д. Утверждения подобного типа вообще редко бывают истинны, с точки зрения рациональной логики, а в большинстве случаев просто абсурдны.
Разновидностью регламентирующих программ являются ярлыки - программы, дающие эмоциональную оценку, что хорошо и что плохо. Ярлыки представляют собой, как правило, достаточно безобидные слова, имеющие эмоциональную (а следовательно, и энергетическую наполненность). Примерами ярлыков могут быть: "Умничанье", "Миндальничание", "Телячьи нежности" и т. д. Как легко заметить, каждое из подобных слов обозначает в принципе совершенно нормальную функцию- проявление интеллекта, деликатность, нежность, однако дает ей негативную эмоциональную окраску. Очевидно, человек, запрограммированный таким образом, будет избегать соответствующих проявлений или стыдиться их.
Более сложным вариантом регламентирующих программ являются программы, регламентирующие любимое чувство человека, т. е. то чувство, которым он наиболее часто реагирует не жизненные ситуации. Заметьте, что в одной и той же ситуации один человек скажет: "Я естественно обиделся", а другой: "Я естественно разозлился". Сложность работы с этим типом программ заключается в том, что их закладка осуществляется невербальным путем, а в результате обусловлено природой подражания ребенка родителю.
3. Побудительные программы. Этот тип программ противоположность программ первого типа содержит более или менее жесткий приказ совершить какое- либо действие: " Будь хорошим мальчиком" или "Всегда будь хорошим мальчиком", "Работай, живи и учись для народа советской страны человек" и т. д. Эти программы формируют идеал человека, и таким образом влияют на его самооценку, которая становится высокой, если он следует программе, и низкой - если нет.
4 . Кульминацией программирования, как явления, является, так называемый, жизненный сценарий, который представляет собой сложную совокупность программ, закладываемых ребенку и определяющая всю его дальнейшую жизнь. Жизненный сценарий можно считать физическим воплощением ДХАРМЫ человека.

Основными формами программирования являются
1. Вербальное программирование - фраза произносится большое число раз и подкрепляется эмоциями. Чем сильнее эмоции, тем меньшее число раз нужно произнести и формулировку. Вспомните ситуацию, когда Вам что - либо сказали в гневе, ярости или предварительно напугав Вас. Следовали ли Вы полученной формулировке? (кстати, на этом принципе основан знаменитый метод кодирования от алкоголизма).
2. Программирование через подкрепление сродни дрессировке. Его суть состоит в том, что родители или воспитатели поощряют материально или эмоционально приемлемое с их точки зрения поведение и наказывают неприемлемое, создавая соответствующий рефлекс.

3 Подражание. Ребенок подражает действиям родителей, движимый чувствами привязанности и любви. Чем сильнее эти чувства, тем сильнее будет действовать родительский стереотип поведения.
4 Отождествление. Человеку свойственно отождествляться не только с тем, что он любит, но и с тем, чего он боится или ненавидит. Это является проявлением одного из защитных механизмов психики, которая пытается отождествиться с источником страха, избавиться от него. Например, у родителей часто бьющих ребенка он может вырасти агрессивным и склонным к насилию.
5 Отрицание. Зачастую действия человека определяются его подсознательным желанием вырваться из под влияния навязываемых ему программ. Таким образом складывается антипрограмма, которая увы..... по сути тоже является программой.
Таким образом, каждая сверхсознательная программа содержит по меньшей мере, два компонента
Информационный блок
2 Энергетическую подпитку (сгусток эмоциональной энергетики)

ЛЕКЦИЯ 5
Структура человеческой психики Защитные механизмы

1. СОПРОТИВЛЕНИЕ - данный защитный механизм проявляется в активном эмоциональном нежелании исследовать объекты своей психики или в бессознательном совершении действий, саботирующие подобные практики (опоздание, потеря книг, просыпании и т. д.). Ярким примером может служить неспособность человека услышать из уст психотерапевта или целителя информацию актуальную для его личностного роста.
2. ВЫТЕСНЕНИЕ - проявляется в виде забывания травмирующих ситуаций, желаний, которые нельзя удовлетворить, информации, наносящей ущерб самооценке человека. Формой сопротивления может быть ОТРИЦАНИЕ - уход в фантазию, стойкое, противоречащее логике отрицание чего - либо как неправды.
3. ПРОЕКЦИЯ - сущность этого защитного механизма выражается поговоркой: "Видеть соринку в чужом глазу и не видеть бревно в своем", т. е. его действия состоят в том, что человек начинает бессознательно приписывать свои проблемы и черты характера, побуждения другим людям.. Так, например, человек, считающий себя честным, но имеющий в глубине души желание присвоить чужое может быть искренне убежден, что все люди потенциальные воры и мошенники.
4. ПЕРЕНОС. Этот механизм состоит в переносе эмоционального напряжения с ситуации ее вызвавшей на другую ситуацию или объект, позволяющие отреагировать это напряжение. Например, человек, обиженный своим начальником может разрядить агрессию на жене или ребенке, при этом искренне веря, что справедливо ругает жену или наказывает ребенка. Распространенной формой переноса является перенос чувств симпатии или антипатии, адресованных родителям на инструктора или учителя. Обычно у слушателей школы возникает привязанность к инструктору, которая на третьем курсе превращается в агрессию, неприятие или соревнования с ним. Следует помнить, что это явление носит психологический характер и связано с отреагированием некоторых детских комплексов, как всегда в подобных случаях лучшим способом справиться с проблемой является осознание ее психологических корней..
5. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ состоит в построении логичных объяснений и оправданий неприемлемых форм поведения, желаний или мыслей. Например, человек, обладающий отрицательными чертами характера, может вместо того чтобы менять себя, объяснить существование таких черт своей принадлежностью к какому - либо знаку зодиака.
6. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ - представляет собой механизм снятия тревожности через отождествление с фактором эту тревожность вызвавшим. Например, ребенок, боящийся агрессивного поведения родителей, может отождествиться с их формой поведения и стать тоже агрессивным.
7. ИНВЕРСИЯ - замена истинных, чувств, мыслей, желаний или действий, которые не могут быть реализованы противоположными. Так, например, любовь может превратиться в ненависть, привязанность в антипатию т. д.
8. РЕГРЕССИЯ - возвращение к более примитивным с эволюционных позиций, формам поведения. Регрессия может проявляться, например в возвращении детских привычек у взрослого человека (кусание ногтей, сосание пальцев), проявление животной агрессивности у человека, прекращение следованию уже наработанным в этой жизни законам у идущего по пути.
9. УХОД - этот защитный механизм выражается у человека человека выбрать форму деятельности, которая не затрагивала бы его проблемных ситуаций. Так, например, человек не способный к нормальной семейной жизни может по горло уйти в работу, чтобы иметь повод не появляться дома. Для некоторых учеников занятия йогой может являться формой ухода от решения своих социальных проблем. И т. д.
10. КОМПЕНСАЦИЯ - представляет собой как бы другую сторону механизма ухода, имеющего проблемы в некоторых видах деятельности гиперреализовываться в других видах деятельности, так, например, мужчина, имеющий затруднения в общении с женщинами, может очень усиленно заниматься своей карьерой. При занятиях духовными практиками механизм компенсации может проявляться в желании выполнить те упражнения, которые легко получаются, а не те, которые действительно необходимы.
11. ОБРАЗОВАНИЕ СИМПТОМОВ - интереснейший защитный механизм, который как бы устанавливает связь между психикой человека и его телесным здоровьем. Действие этого механизма состоит в соматическом проявления психологических проблем. Так, например, человек, не желающий что - либо делать может совершенно реально заболеть, чтобы избежать нежелательных действий. Классическим примером этого механизма является случай с женщиной, которая не хотела, чтобы ее дочь уходила поздно из дома. Каждый раз, когда дочь пыталась это сделать у матери случался сердечный приступ и дочь вынуждена была остаться дома, чтобы ухаживать за больной. У начинающих йогов этот механизм может проявляться, например, в появлении чувства острого голода или сонливости, при попытке заняться медитацией или сделать утренний комплекс упражнений.
12. ОБРАЗОВАНИЕ ПАНЦИРЯ, проявляется у людей, которые, будучи не способны принять свои эмоции начинают ¦держать форму¦ спокойного, безэмоционального человека. Характерной особенностью таких людей является большое количество мышечных зажимов, скованность движений, неспособность проявлять какие - либо чувства. Данный защитный механизм часто используется начинающими учениками в качестве заменителя работы над собой. Долгое держание панциря приводит, обычно, к образованию симптомов т. е. болезням.
13. ИГРАНИЕ РОЛЕЙ. Также проявляется в тех же случаях что и образование панциря и состоит в том, что человек вместо того чтобы искренне выражать свои чувства и эмоции, заменяет их игранием некоторым набором ролей. Действие данного защитного механизма ошибочно путают с артистизмом, однако, природа последнего, как уровня отражения совершенно другая.
14. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ. Этот защитный механизм близок к рационализации и представляет собой построение человеком сложной мировоззренческой системы, которая помимо прочего включает и объяснение причин существования его психологических проблем.

ЛЕКЦИЯ 6
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АМОРТИЗАЦИЯ

Как уже было сказано выше одной из форм снятия внутрипсихического напряжения являются психологические игры. Понятие психологической игры было введено Э. Берном как одна из шести основных форм структурирования времени
-деятельность
-ритуал
-игра
-времяпрепровождение
-отдых
-искренние отношения
Общую схему психологического содержания игры можно представить следующим образом.
1. У человека возникает некоторое желание.
2. Сверхсознание запрещает реализацию данного желания
3. Подсознание начинает искать оправдание - психологические купоны, и откупается от сверхсознания и желание удовлетворяется.

На внешнем уровне психологическая игра представляет собой заранее предопределенную последовательность трансакций (взаимодействий) направленную на достижение психологического выигрыша. При этом следует отметить, что психологический выигрыш не всегда является выигрышем “физическим”. Так психологический выигрыш может состоять в болезни, несчастном случае или смерти играющего, поскольку сущность выигрыша состоит в подтверждении жизненной позиции человека. Этот критерий позволяет отличать психологическую игру от другой формы человеческого поведения - манипуляции, которая нацелена на получение физического выигрыша.

Краткое отступление: Психологические купоны.
Психологические купоны являются, по меткому выражению Э.Берна, “валютой трансакционного рэкета”, и представляют собой некоторые поступки, которые особенно одобряемы сверхсознанием человека, или события, которые являются условиями отмены некоторых сверхсознательных программ (расколдовывателями). Выделяют несколько основных видов психологических купонов:
- купоны неприятностей
- купоны целомудрия (чистоты)
- купоны болезней
- купоны работы
- купоны личных побед
а также некоторые более резкие типы купонов - дети, возраст,

Купоны неприятностей и проблем позволяют человеку "отвязаться", дать волю чувствам, после того как у него накопилось достаточное количество неприятностей и проблем. Этот вид купонов зачастую используется алкоголиками.
Купоны целомудрия разрешают человеку те или иные поступки в обмен на "правильное" поведение, реализуемое в течение некоторого времени. Подобные купоны используют старые девы и "хорошие" дети для оправдания своих слабостей.
Использование купонов болезней можно наблюдать на примере хронических больных, которые живут своими болезнями. Болезнь становится неотъемлемой частью взаимодействия с другими людьми, позволяя иметь выгоду как в эмоциональном плане, за счет привлечения к себе повышенного внимания, так и в социальном, вследствие использования соответствующих льгот.
Купоны побед являются по мнению Берна, единственным конструктивным типом психологических купонов, хотя с этим мнением можно и не согласиться. Купоны побед использовал любой из нас, кто покупал себе сникерс после зарплаты или устраивал попойку после удачно совершенного дела.
С появлением купонов работы мы сталкиваемся, когда слышим фразу: “Я работал(ла) всю жизнь” и поэтому могу себе позволить... "(хотя позволить себе можно было и так) или “ Я работаю на трех (четырех, пяти...) работах и поэтому...”.
Заметим, что система купонов имеет один выраженный социальный аналог - праздники. Действительно празднование возможных событий позволяют населению “отвязаться” и позволить себе, то что обычно не позволяется в “будние дни”. При этом праздники могут быть связаны с социальными или индивидуальными купонами побед: “День Победы”, “День рождения”, неприятностей “Поминки”, работы “День шахтера" (металлурга, танкиста) или любыми другими.

Вернемся к психологическим играм
Автором концепции психологических игр Э. Берном было описано более ста различных игр и игровых форм поведения. Наиболее распространенными играми являются " Почему бы Вам не ..." - "Да но ", " Попался негодяй ", Динамо, Загнанная домохозяйка и др.

" Почему бы Вам не да но"
Сценарий: Ведущий (Уайт по терминологии Берна) сообщает окружающим его о некоторой жизненной трудности. Окружающие, попавшись на удочку Уайта, начинают наперебой давать советы по выходу из создавшейся ситуации: "Почему бы Вам не попробовать сделать следующее....". На что ведущий отвечает: "можно было бы попробовать, но такие -то трудности мешают реализации Вашего предложения ". Игра заканчивается выигрышем Уайта, когда у окружающих заканчиваются советы и они умолкают, смутно чувствуя, что находятся в дурацком положении.
Интерпретация: Во первых Уайту не нужен совет, да он его и не просит, хотя со стороны может показаться, что это так.
Во - вторых все предложенные варианты Уайт знал, а может быть пробовал без чьих либо советов. Эти два фактора объясняют игровой характер поведения Уайта. Окружающим с другой стороны в глубине души глубоко наплевать на проблемы Уайта, однако им хочется ощутить себя людьми, помогающими близким в трудную минуту (особенно ничего не делая). Таким образом, участники игры выполняют дополняющие роли одного сценария.

"Попался негодяй"
Сценарий: Уайт договаривается с Ведомым - Блеком, как правило, человеком от него каким - либо образом зависимым, о некоторых действиях, формируя заранее практически невыполнимые условия. Блек, попадаясь на удочку, принимает условия..., однако выполнить требуемое в точности не может, после чего испытывает на себе правдивый гнев со стороны Уайта.
Интерпретация: Уайт с самого начала не против излить на кого-нибудь свой накопившийся гнев, однако ему мешает программа запрета - не груби людям. От программы можно откупиться с помощью купонов обиды - "Я же говорил, что он сделает все не так как надо."
Для зарабатывания купонов Уайт и придумывает заведомо невыполнимые условия.

Загнанная домохозяйка.
Сценарий. Для этой игры достаточно одного игрока остальные роли немые. Ведущий должен сделать огромное количество дел, за некоторый ограниченный промежуток времени. К этому набору он сам непрерывно добавляет все новые и новые планы, до тех пор пока список дел действительно не станет невыполнимым. После этого у ведущего действительно случается срыв, он бросает все дела сразу, и бездельничая оплакивает свою горькую участь.
Интерпретация. В действительности у играющего в эту игру нет внутреннего разрешения на отдых. Нагружая себя и добиваясь срыва, он просто пытается выторговать у сверхсознания это разрешение.
"Динамо".
Сценарий. Ведущий это может быть представитель обоих полов, при благоприятных обстоятельствах дает понять человеку противоположного пола, что в некоторой степени ему не безразличен. Когда же вдохновленный Блек, начинает делать первые активные шаги к более близким отношениям, он получает резкий от ворот поворот в стиле: " За кого Вы меня принимаете".
В зависимости от жесткости разделяют три уровня игры
первый уровень - от-ворот-поворот - осуществляется при попытке перехода к более активной форме ухаживаний
второй уровень - около постели
третий (криминальный уровень) - крики "помогите насилуют" после постели.
Интерпретация: Уайту нравиться, когда за ней ухаживают, однако сверхсознательная программа не позволяет получать удовольствие. Игра в динамо позволяет Уайт получать некоторую сексуальную разрядку, откупаясь при этом от программы: " но я же все-таки отказала ему...
Настоящей энциклопедией психологических игр являются сказки. Мифологемы которых зачастую представляют собой игровые сценарии. Легко просматриваются подобные сценарии в сказках Пушкина. Так к психологическим играм можно отнести " Я ль на свете..." грусть тоска меня съедает" " Это чудо нам не чудо". "Кабы я была царицей..." и многие другие.
Можно построить полную классификацию психологических игр, опираясь на понимание их сущности - любая игра является попыткой реализовать блокированную запретительной программой потребность путем откупания тем или иным видом купонов. Таблица представляет сбой часть подобной классификации. Названия игр, написанные в ячейке, говорят сами за себя, отсылая читателя к соответствующей известной форме поведения.

Психологическая амортизация.
Как уже говорилось, внешне психологические игры кажутся достаточно безобидными, и даже социально полезными. Однако будучи социально полезными для общества они являются разрушительными для человека, забирая две его самые главные ценности время и энергию. Поэтому возникает естественный вопрос о возможности конструктивного общения в обществе, без играния в игры или выходе из игр, в которые невольно уже оказался, вовлечен. Вопрос о соответствующих методах поднимался уже самим Берном, а также популяризаторы трансактного анализа Т.Харрисом. В отечественной литературе подобный вопрос был глубоко рассмотрен Ростовским психологом и психотерапевтом Литваком, который и ввел термин “психологическая амортизация”.
Существует значительное количество психологических методов, позволяющих защитить человеку свою целостность. Условно их можно разделить на две группы: манипулятивные и конструктивные. Манипулятивные техники предполагают вовлечение психологического агрессора в свой сценарий, т.е. переключение из одной психологической игры в другую. Подобные методы позволяют человеку сохранять целостность своих проблем.
Можно выделить три основных метода психологической амортизации:
1. “Белый” - актуализация потребностей своих и собеседника.
2. “Черный” - актуализация проблем собеседника.
3. “Серый” - согласование интересов.

Для того чтобы более ярко проиллюстрировать каждый из этих подходов, рассмотрим примеры психологической амортизации для некоторых игр.
"Почему бы Вам не..." - "Да но..."
Уайт: У меня имеют место такие - то трудности"
Амортизация:
Белая: "Чем я могу тебе помочь?"
Черная: " Ты всегда озабочен подобными проблемами".
Серая "Ты хотел бы чтобы я тебе помог тем - то и тем-то?"

ЛЕКЦИЯ 7
Психика и тело.

О существовании взаимосвязи между телом и душой человека известно очень давно. В глубокую древность уходят своими корнями также и попытки диагностировать особенности характера человека по тем или иным внешним признакам, такие как физиогномика, хирология, френология и т. д. Однако в современной психологии данная проблема была поднята сравнительно недавно, причем рассмотрение ее шло одновременно с трех сторон. Благодаря трудам В.Райха, У.Джеймса, А.Лоуэна и некоторых других известных психотерапевтов было выявлено что психика человека проецируется на его физическое тело в виде мышечных зажимов, контрактур.
С другой стороны исследователями школ экспериментальной психологии было показано наличие связи между отдельными психическими процессами, прежде всего, чувственно-эмоциональными и соматическими процессами.
Третья группа психологов прикладников занималась исследованиями невербальной составляющей общение т. е. тестов поз, мимики, движений глаз, дыхания, мимики, движения глаз, дыхания, других способов внесознательного обмена информацией.
Синтезируя достижения всех этих направлений, сформулируем общий принцип взаимодействия психики и физического тела.

Психика человека, в первую очередь его бессознательное, спроецировано на тело.

Можно выделить несколько уровней подобного проектирования.
1. Невербальная составляющая поведения человека.
2. Мышечные зажимы, контрактуры ограничения подвижности тела.
3. Заболевание внутренних органов.

Проективная сетка, связывающая психику и тело, напоминает чакральную систему, описываемую древними источниками, и выглядит следующим образом.

Горло и шея связаны с интеллектом, способностью формулировать свои мысли, правом иметь свои суждения, свои мнения, принимать самостоятельные решения. Зажимы в области горла зачастую связаны с тем, что человек зажимает желание высказать обиду или другую, переполняющую его эмоцию. (С этой же проблемой часто связан зоб.) Зажимы в задней части шеи, шейный остеохондроз связаны с повышенным грузом ответственности, который "взвален" на человека, иногда желанием "спрятаться", втянуть голову в шею, стать незаметным.
Грудная клетка, область сердца связанные чувственной сферой человека. Зажимы в этой области связаны с неумением выражать искренне и свободно свои чувства как любовь, неприязнь, симпатии и т. д. Наиболее распространенным типом зажимов в этой зоне является неспособность человека дышать полной грудью т.е. равномерным расширением грудной клетки во все стороны и поднятием ключиц (при ровном позвоночнике).
Типичными болезнями возникающие вследствие этих эмоциональных проблем являются заболевания сердца, остеохондроз. Неспособность искренне радоваться всем жизненным проявлениям, приводит к легочным заболеваниям, не высказываемые обиды - к астме.
Область живота связана с потребностью в доминировании, властью, признанием, агрессией. Если соответствующие потребности фрустрированы - человек имеет слабый брюшной пресс, рыхлый живот, иногда заболевания брюшных органов. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения.
Область таза связана с потребностью в сексе и удовольствиях. Люди с ригидным тазом, как правило, ограничивают себя в удовольствиях. С этой же проблемой связана и плохая растяжка ног. Характерными заболеваниями в подобном случае является поясничный остеохондроз, заболевания мочевого пузыря, внутренних половых органов. Жадность, стремление сэкономить на себе приводит к запорам и геморрою.
Лицо, кроме волевого центра на лбу, содержит вторичные проекции всех проективных зон. Так голова проектируется на лоб, горло на нос, сердце - верхняя губа, живот - зуб, таз - нижняя губа, щеки - руки, локти - желваки. Ригидность соответствующих зон лица говорит о наличии зажимов в соответствующей части тела, и соответствующих психологических проблем.
Изложенные принципы положены в основу анализа невербальной составляющей человеческого общения и визуальной психодиагностики. Анализу подвергаются следующие элементы:
1. Позы, осанка,
2. Жесты,
3. Тип дыхания,
4. Тембр голоса,
5. Особенности построения фраз,
6. Мимика,
7. Движения глаз.
8. Рассмотрим каждый из элементов подробнее.

Поза. Дает информацию об общем энергетическом и психологическом состоянии человека, а также его отношении к окружающему. Выделяют два типа поз: открытые и закрытые. Открытой позу можно назвать в том случае, если конечности человека или их мысленные продолжения не пересекаются между собой или с телом. Обычно человек с помощью позы закрывает одну или несколько проективных зон (чакр). Это соответствует ослаблению соответствующей психологической функции или попытке сдержать их проявления. Так поза "рука подпирает подбородок" соответствует нежеланию получать новую информацию, а скрещенные на груди руки о бессердечном отношении.
Аналогичную информацию можно получать из анализа осанки, руководствуясь правилом: человек сутулится вперед на участках позвоночника, связанных с энергетически ослабленными центрами. Верно и обратное: участки, которые связаны с перевозбужденными центрами, выдаются вперед.

Жесты позволяют получить информацию о мотивах человека, и его искренних чувствах, а также о характере, о энергообмене с окружающими. Каждый жест центрирован на тот или иной психосоматический центр, и может быть двух типов - центробежными или центростремительным, т. е. направлены к одному из своих центров. Общее правило интерпретации жестов следующее: жесты человека демонстрируют внешние потоки энергии, с которыми человек работает в процессе общения. Центробежные жесты говорят об излучении энергии, центростремительные о желании получить энергию в той или иной форме (см таб.).

Если слова человека расходятся с невербальными сигналами и информацией, предоставляемой жестами, говорит о неискренности человека. Так едва можно поверить в утверждение "Я Тебя люблю", если говорящий скрестил руки на груди.

При анализе дыхания можно руководствоваться следующим правилом. Чем в меньшей степени развит энергетический центр человека тем меньше амплитуда дыхания в соответствующей зоне. Так глубокое грудное дыхание свидетельствует о развитии чувственно-эмоциональной сферы, брюшное - социальной адаптативности и т. д. ( см таб.).

Тембры голоса. Существует точная взаимосвязь между тембром голоса и активированным в момент произношения центром, однако описать эту взаимосвязь в пределах книги не представляется возможным.

Способ построения фраз. В настоящий момент не существует единой психологической теории, описывающей способ построения фразы как функцию психической жизни человека, однако, личные наблюдения автора свидетельствуют, о том, что построение фразы зависит прежде всего, от типа жизненной позиции и излюбленных психологических игр человека.

Как известно одна и та же мысль может быть выражена разными способами, так просьба может звучать как: " Прошу Вас", " Я прошу Вас", " Сделайте мне...", "Не могли бы Вы...", " Могли бы Вы" и т. д.
Так за сознательной частью просьбы может стать соответственно просьба, давление, приказ, попытка манипуляции, провокация или предложение об отказе ("не могли бы Вы...").

ЛЕКЦИЯ 8
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.

Фрустрационная теория неврозов.
Как уже говорилось, источником невротического напряжения человеческой психики является фрустрация основных потребностей, или травмы, связанные с подобными фрустрациями. Причем наиболее сильными являются, разумеется, психотравмы, полученные в детском возрасте. В соответствии с типом фрустрируемой потребности неврозы можно разделить на несколько групп, каждая из которых изучается и лечится вполне определенными психотерапевтическими направлениями. Неврозы, связанные с угрозой человеческой жизни. Анализ данной группы неврозов проводят в основном две системы - Дианетика Р.Хаббарда и теория базовых пренатальных матриц С.Гроффа, с которой мы и начнем изучение данного раздела.
Согласно теории базовых пренатальных матриц одно из самых сильных потрясений которое вынужден испытывать каждый человек в течение своей жизни это переживание собственных родов. Действительно, представьте себе ребенка, который пребывает в теплых, ласковых водах материнской утробы, без труда получая все необходимые ему жизненные компоненты. Он защищен от громких звуков и яркого света. Его мир прост и удобен. Внезапно стенки его мира начинают сдавливать его, мир становится агрессивным и неуютным, стремится, как это инстинктивно ощущает ребенок, отторгнуть, уничтожить его. Затем следует следующий этап активной борьбы за собственную жизнь - ребенок пытается прорваться через узкий пульсирующий проход, пройдя который, испытывает последний шок - встречи с Большим Миром, его ярким светом, громкими звуками, резкими запахами и температурными переменами. Каждый из четырех описанных этапов запечатлевается в психике ребенка как первичный опыт существования в этом мире, удачный или неудачный, который потом проецируется на все последующие события человека и прежде всего на его отношения к жизни.
По числу базовых пренатальных матриц различают четыре типа невротических характеров, обусловленных фиксацией т. е. неудачным, неполным прохождением и каждого из этапов.
......................
Другим направлением современной психотерапии, широко известным, хотя и не признанным современной наукой, которое занимается психотравмами, порожденными опасностью для жизни, является Дианетика. Согласно учению Хаббарда психологические и соматические проблемы человека обусловлены особым типом программ - инграммами. Инграмма всегда появляется в момент бессознательности человека, т.е. когда отключен его "аналитический разум" - сознание.

пример из Хаббарда.

НЕВРОЗЫ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. ПСИХОАНАЛИЗ.
Как уже говорилось, вторая по значимости среди потребностей занимает потребность в удовольствиях и прежде всего сексуальная потребность. Не меньшую роль в жизни человека занимают неврозы, вызванные фрустрацией данной потребности. Теорию подобных неврозов разработал основоположник психоанализа великий психолог З. Фрейд.
Согласно концепции Фрейда в процессе развития человека его сексуальная потребность и потребность в удовольствии - Либидо проходит несколько этапов, характеризующихся соматической локализацией центра удовольствия.
Первый этап, называемый оральным, ребенок проходит в возрасте до 1 года. Все его удовольствия, в этом возрасте сосредоточены на одном единственном моменте - кормлении. Единственное решение, которое может принять ребенок в этом возрасте - есть или не есть.
Второй этап - анальный человек проходит в 2-4 летнем возрасте. В этом возрасте центр удовольствия человека перемещается в область анального отверстия и сосредотачивается вокруг акта дефекации
Третья стадия называется фаллической. В этом возрасте мальчики начинают получать удовольствие от контакта с фаллосом, девочки с клитором, и вступают в стадию так называемых Эдипальных отношений. Мальчик начинает испытывать влечение к матери, заявляет о желании женится на матери когда вырастет. Одновременно появляются агрессивные чувства в отношении отца попытка соперничества с ним, ревность матери по отношению к отцу.
В 13 -14 лет при нормальном развитии личности эдипальная стадия завершается, человек входит в генитальную фазу свое развития - фазу зрелого развития либидо.
Однако не каждому человеку удается гармонично пройти все указанные стадии психосексуального развития. Ошибки воспитания, другие фрустрирующие факторы могут привести к тому, что на какой-либо стадии произойдет задержка лично развития - фиксация, которая приведет к тому, что человек будет реагировать на различные жизненные ситуации в соответствии с опытом, полученным на соответствующей стадии. Так оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обойден матерински молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны " источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя " (Фромм) наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают " активную и пассивную " формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова - вербально по средствам ехидства и едких замечаний. Пассивная форма - болезнь, отказ от еды, жалобы.
Анальная фиксация возникает при повышенном внимании родителей к акту дефекации ребенка на соответствующей стадии развития. Для людей с подобным типом фиксации характерна повышенная педантичность склонность все проверять, гипераккуратность, скупость и т. д. Деструктивные тенденции у этого типа выражаются в пассивной форме в стремлении что - либо пачкать, портить, зачастую бессознательно. В активной фазе упрямства, задержек своеобразной, жестокости стремлении подчинить людей своими малозначительными требованиями.
Фиксация при Эдипальной стадии может иметь место при неадекватной реакции родителей на поведение ребенка на этом этапе жизненного пути. Так если родители подавляют тягу ребенка к матери, то во взрослой жизни ребенок будет подсознательно "мстить" женщинам за нанесенную обиду. При обратном поведении родителей человек не сможет эмоционально отвязаться от матери, живя с ней всю жизнь или занимаясь поиском матери во всех женщинах.
НЕВРОЗЫ, СВЯЗАННЫЕ С ФРУСТРАЦИЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ).
В возрасте 7-12 лет у человека начинает актуализироваться потребность в утверждении своего я среди себе подобных. Однако едва возникнув, эта потребность немедленно начинает фрустрироваться внешними обстоятельствами.
Во-первых, ребенок испытывает естественное чувство неполноценности перед взрослыми - более сильными, большими, самостоятельными.
Во-вторых, чувство самостоятельности маленького человека фрустрируется его полной зависимостью от взрослых их воли, мнений желаний, а часто и капризов.
В-третьих, ребенок сознательно или несознательно сравнивает себя со сверстниками и далеко не всегда это сравнение может быть в его пользу.
В-четвертых, ребенок, имеющий некоторые физические недостатки - плохое зрение, хромоту, недостаточную физическую силу, или даже просто неблагозвучную фамилию, может подвергаться насмешкам и унижению со стороны своих сверстников. Все эти факторы могут привести к формированию у человека так называемого комплекса неполноценности, который в зрелом возрасте может проявиться в форме пассивной жизненной позиции человека, его крайней зависимости от внешних обстоятельств или в сверхкомпенсации - попытке во что бы то ни стало доказать окружающим свое превосходство. Иногда сверхкомпенсация может привести к удачному жизненному сценарию как было например, в случае Наполеона. Чаще к нервному срыву на почве переутомления.

НЕВРОЗЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОТРЕБНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА В САМОРАЗВИТИИ
(Аналитическая психология К.Г.Юнга).
Основатель психоанализа З.Фрейд рассматривал бессознательное, как котел в котором бурлят инстинкты, страсти, аффекты, которые, вторгаясь в сознание, несут лишь разрушительные импульсы. К.Г. Юнг придерживался несколько иной точки зрения. Согласно его теории бессознательное является основной творческой силой - именно оно естественным путём подталкивает человека к саморазвитию. Однако вследствие цензурирования и действия защитных механизмов подобные “толчки” не всегда воспринимаются человеком, или хуже того - воспринимаются как негативное, напрягающее явление. Подобное противостояние может привести к неврозу, выражающемуся в странных видениях, сновидениях или соматических симптомах однако в любом случае проявляющиеся симптомы символически указывают на проблему, с которой необходимо разобраться испытывающему их человеку. Так Юнг приводит примеры пациентов, один из которых столкнулся с непереносимой жизненной ситуацией, в результате чего у него развился невротический симптом - спазм при глотании - “он не может это проглотить (принять)”.
Другой пациент в условиях психологического стресса на почве внутрисемейных отношений приобрёл астму: “он не может дышать атмосферой дома” и т.д.
Осознание истинных причин каждого из невротических симптомов, т.е. внутреннее согласие, прислушаться к голосу бессознательного может согласно Юнгу привести к устранению соответствующего симптома.

Неврозы, связанные с фрустрацией экзистенциальных потребностей. ( Логотерапия В.Франкла).

Как уже говорилось выше, экзистенциальные потребности являются достаточно сложным образованием и проявляются лишь из небольшого количества людей. Именно на примере подобных людей психологом В.Франклом было замечено, что иногда люди у которых вроде бы нет никаких проблем материального или социального плана, вдруг впадают в острые невротические состояния, иногда даже завершающиеся суицидом. Франкл заметил, что общим для этих людей является потеря СМЫСЛА ЖИЗНИ, которую он назвал экзистенциальным вакуумом. В ранние времена экзистенциальный вакуум заполнялся религией или идеологией однако в наше время, в эпоху кризиса этих институтов данный тип неврозов становится всё более значимым.

МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Как следует из сказанного в предыдущем параграфе, любой невроз представляет собой внутрипсихическое напряжение, вызванное фрустрацией одной из доминирующих потребностей некоторой сверхсознательной программой или травмой, связанной с подобной фрустрацией в прошлом. Из этого определения вытекает несколько основных методов психотерапевтического воздействия, которые в той или иной форме используются различными психотерапевтическими школами
Наиболее древним из подобных методов является метод катарсиса. Данный метод был сформулирован еще Аристотелем, который считал, что, сопереживая драматические события на сцене театра, зритель проходит духовное очищение - катарсис (кстати, подобной техникой пользуется одно из современных психоаналитических направлений психодрама).
В современную психотерапию катарсический метод вошел благодаря трудам Брейера и Фрейда, которые заметили, что некоторые из психологических проблем исчезают при воспоминании и повторении переживания проблем, их вызывавших. Подобная методика получила названия катарсический метод Брейера - Фрейда. В различных модификациях этот метод используется в дианетике, психоанализе, трансперсональной психотерапии многих других системах.
Некоторое усовершенствование катарсического метода было проведено В.Райхом - основателем телесно - ориентированной психотерапии. Основываясь на факт существования проекции психики на физическое тело, Райх создал собственный метод, который заключался в вызывании катарсиса путем физического воздействия, на участки тела, на которые спроецированы устраняемые проблемы. В настоящее время различными модификациями этого метода пользуются практически все школы телесно - ориентированной психотерапии. Существует ряд психосоматических методов, позволяющих усилить катарсический эффект, более интенсивно отреагировать замороженные на подсознании эмоции, используя дыхание (холотропное дыхание, ребефинг) или непроизвольные движения (крикотерапия. вибротерапия, свободные танцы) и т. д. Особенностью данных методик является то, что они частично разряжают бессознательные напряжение даже без осознания причин их вызвавших.
Следующим фундаментальным методом психотерапевтического воздействия на личность человека является метод свободных ассоциаций, созданный Фрейдом и являющийся в настоящее время основным инструментом психотерапии. Сущность метода состоит в предоставлении пациенту возможности безцензурно вызывать все приходящие на ум ассоциаций, фантазий, мнения, чувства. Сама по себе подобна процедура имеет выраженный катарсический эффект, а при дополнительном усилии со стороны терапевта - попытке интерпретации ассоциаций вместе с пациентом - способствует также осознанию пациентом своих психологических напряжений.
Описанные выше методы связаны так или иначе с воздействие на подсознание - его очищением. Ряд методов основан на другом подходе к психотерапии - "распрограммировании" сверхсознания, т. е. неадаптивных программ и установок. Подобные методы применяются, например, в НЛП.
В последнее время в психотерапии интенсивно развиваются методы, основанные на управлении бессознательными напряжениями посредством символических актов или образов.. По своей природе эти методы напоминают религиозные и магические ритуалы и в них же черпают свое происхождение. Такие методы наиболее активно применяются в психодраме, символодраме, НЛП.
По степени волевого вмешательства терапевта в психическую жизнь пациента различают директивные и недирективные методы. Большинство описанных выше методов недирективны.
Классическим примером директивного метода является гипноз, который в свою очередь подразделяется на прямой, основанный на силовом подчинении воли пациента и мягкий (Эриксоновский), основанный на подстройке к собственным психическим импульсам человека и использовании их в конструктивном русле.
Любой из перечисленных методов в зависимости от степени терапевтической точности его применение может позволить разрешить внутрипсихический конфликт на одном из четырех уровней (Модер):
- низший уровень разрешения конфликта регрессивный. В этом уровне конфликт не устраняется, однако человек переходит на эволюционно более ранний, а следовательно, простой уровень восприятия и реагирования;
клапанный способ разрешения проблем позволяет снимать внутрипсихическое напряжение без устранения вызвавших его причин, периодически "спуская пар";
сублимативный уровень основан не на конструктивном использовании энергии внутрипсихических напряжений. Овладение сублимативным уровнем позволяет человеку быть счастливым, социально адаптивным невротиком;
- высший уровень разрешения конфликтов - итегративный, заключающийся в достижении целостности психики в определенном аспекте, и следовательно, устранении соответствующих конфликтов.

ЛЕКЦИЯ 9
Современные методы психодиагностики. Тесты.

Как уже было сказано в лекции 7 психодиагностику человека можно провести, базируясь лишь на наблюдении за его невербальной компонентой общения. Однако подобный метод требует высокого уровня подготовки психолога, и не всегда может быть стандартизован. Возможно, именно поэтому современная цивилизация пошла по пути создания стандартизированных методик, позволяющих выявить те или иные особенности психики человека. К настоящему времени существует 4 типа подобных методов:
1. Методики экспериментального исследования психических функций.
2. Тесты.
3. Проективные методы.
4. Психосематические методы.

Рассмотрим каждую из групп подробнее.
1. Методы измерения параметров тех или иных психических функций обязаны своим существованием экспериментальной психологии. Основная их идея состоит в том, чтобы нагрузить только один выделенный (условно) психический процесс и измерить его параметры. Подобные измерения удачно проводятся для познавательных процессов. Наиболее известными и распространенными являются - корректурная проба (изменение параметров внимания), тесты памяти, IQ (коэффициент интеллекта), параметров мышления и др.
Материал корректурной пробы представляет собой хаотический набор букв. Испытуемому дается задание - в течение определенного времени выделять различные буквы разными способами, например “а” - подчеркивать линией, “о” - двумя, “н” - зачеркивать, “т” - обводить кружечками и т.д. Подсчитывается объем выполненной работы, количество ошибок, распределение частоты ошибок по времени, что и дает нам параметры внимания.
Тесты памяти представляют собой объемы информации различного типа (картинки, слова, числа) предлагаемые испытуемому для запоминания. Исследуется объем и качество запоминаемой информации, зависимость объема оставшейся информации от времени.
Тесты IQ (коэффициент интеллекта) представляет собой группы задач, стандартизированных по типу и степени сложности. Наиболее известными является тест Векслера и тест Равена.

2. Тесты представляют собой стандартизированные опросники, разного типа, позволяющие выявлять те или иные особенности психики человека. Обычно тесты базируются на некоторой концепции психической жизни, и представлении о некоторых базовых психологических типах. Параметры психики реального индивида раскладываются по этому базису, т. е. выявляется степень близости психики испытуемого к каждому из базисных психотипов.
В качестве подобных психологических базисов использовались 4 Гипократовских темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), интроверсия - экстроверсия и т. д. Существуют более сложные системы, такие как шкала акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека (гипертимия, тревожность, дистимия, педантичность, возбудимость, эмотивность, застревание, демонстративность, циклотомичность и экзальтация) психиатрическая шкала, используемая в тесте ММPI() и другие.
Наиболее мощным из используемых в настоящее время тестов является MMPI- Минесотский метод изучения личности, разработанный группой американских психологов на основании анализа тенденций ответов людей с различными типами психических отклонений на различные группы вопросов. Существует 3 списка вопросов MMPI, которые включают 566, 371 и 71 вопрос соответственно. Результаты наиболее полного из тестов представляются в виде 9 психиатрических шкал ( ), которые определяют степень близости человека к соответствующему психическому заболеванию и более пяти десятков дополнительных шкал, определяющих различные психологические и социальные кондиции человека.

3. Проективные методики появились благодаря психоаналитическому направлению в психологии и базируются на следующем принципе - все что делает человек является проявлением его психической жизни прежде всего бессознательной, следовательно, анализируя результаты действий человека модно можно получить информацию о его психике.
Наиболее известными из существующих методик являются рисуночные тесты ( "Несуществующее животное", "Дом- дерево-человек", "Автопортрет"), цветовой тест Люшера, тесты Розенцвейга. Вершиной проективных методов справедливо считают тест Роршаха.
Рисуночные тесты состоят в том, что испытуемому предлагают нарисовать некоторый объект произвольным образом, полагаясь на свои представления. Рисунок подвергается анализу с точки зрения расположения, композиции, технике исполнения, а также наличию или отсутствию определенных признаков.
Цветовой тест Люшера основан на изучении психологического состояния личности, прежде всего доминирующих потребностей, фрустрированных потребностей, актуализированных защитных механизмов, посредством анализа ряда цветовых предпочтений, среди стандартного набора цветов. Полный тест Люшера насчитывает 72 цвета, более распространенный сокращенный вариант 8 цветов.
Тесты Розенцвейга направлены на изучение направленности агрессии личности, хотя идею этого теста можно с успехом адаптировать и для других целей. Тест представляет собой серию рисунков на бытовые темы, в которых испытуемый должен дать письменный ответ от имени одного из участников действий, оказавшегося в неприятной ситуации. Тест Роршаха является одной из мощнейших проективных методик. Данный тест представляет собой набор из 10 одноцветных и многоцветных чернильных пятен. Анализу подвергается направленность ассоциаций, их последовательность, задержки при ассоциировании, конкретные части пятен, привлекающие особый интерес и т. д.

4. Психосемантические методы появились сравнительно недавно. Первый из них метод семантического дифференциала был разработан Осгудом в 1956 году. В отличие от тестов предшествующих типов психосемантические методы основаны на разложении психики по базису присущему самому человеку, а не навязанному экспериментатором. Основным объектом изучения психосемантики является способ восприятия человеком окружающего, "призмы, " через которую он видит мир.
Кроме уже упомянутого метода семантического дифференциала, наибольшей известностью пользуются метод построения субъективных семантических пространств и метод репертуарных решеток Келли.

ЛЕКЦИЯ 10
Социальная психология

Изложенные в предыдущих лекциях положения касались преимущественно психики отдельного человека. Однако, давно замечено, что поведение человека в группе отличается от его поведения наедине с собой. Этот факт является основным положением социальной психологии.
Изменения поведения человека в присутствии других людей можно свести к нескольким основным факторам:
-влияние одного человека на другого (эффект харизмы);
-влияние группы на человека;

Влияние одного человека на другого проявляется вследствие бессознательного взаимодействия между этими людьми. Харизматический человек как бы бессознательно демонстрирует свою силу, а его партнер принимает свое подчиненное положение. Существует несколько видов харизмы, из которых обычно выделяют два: врожденная харизма и харизма по должности, т.е. индуцированная социумом.
Врожденная харизма наблюдается у людей, обладающих значительным энергопотенциалом и наработками. Такие люди могут стать политическими или религиозными лидерами, пророками или великими злодеями. Важным для обладания харизмой является наличие определенного состояния психики, где много мелких неврозов, сопровождающих обычного человека как бы объединяются в один большой невроз. Не последнюю роль играют внешние данные, манера себя вести, жесты ,тембр голоса и т.д. Одна из основных задач прикладной политической психологии состоит в искусственном увеличении харизмы участника предвыборной кампании.
Харизма по должности является следствием вовлеченности людей в единую систему групповых взаимодействий. Человек, наделенный социальной харизмой, воспринимается окружающими не как личность, а как носитель социальной роли. Более того очень часто его даже воспринимают неадекватно, приписывая ему качества, которыми он лично не обладает, но должен обладать, с точки зрения массового сознания, человек, занимающий подобную должность. Интересно, что этот феномен проявляется даже в отношении внешности, так изветен эксперимент, в котором одного и того же человека представили нескольким группам студентов, отрекомендовав в одной из их как профессора, в другой -преподавателя, а в третьей как студента, после чего произвели опрос ,относительно предполагаемого роста указанного человека. Нетрудно догадаться, что самым высоким оказался "профессор", а самым низким - "студент".

Существует несколько основных эффектов влияния группы на человека:
1. Фасилитация - усиление энергии человека в присутствии других людей.
2. Конформность - склонность человека менять свое мнение, подстраиваясь под мнение окружающей группы. Конформность разделяют на внушаемость - бессознательную податливость и конформизм - сознательную уступчивость мнению окружающих.
3. Групповая нормализация - формирование усредненного группового стандарта.
4. Экстремизация группового поведения склонность группы принимать более рискованные решения, чем мог бы принять каждый из членов групы.
5. Групповая динамика - включение человека в систему изменяющихся групповых отношений, в первую очередь, связанных с распределением и перераспределением ролей в группе.
6. Эффект толпы - поведение человека в толпе становится более примитивным, близким к первобытному.
7. Эффект регрессии - законы отношений замкнутой группы начинают приближаться к законам присущим человеку на более ранних этапах существования. Чем более замкнутой является группа, тем сильнее работает данное правило..

Важнейшим элементом взаимодействия в группе является так называемая групповая динамика, сущность которой состоит в перераспределении ролей в группе.
После возникновения новой группы до установления в ней устойчивых отношений группа проходит несколько этапов становления.
1. Стадия "принюхивания". Члены группы закрыты, лишь изредка вступают во взаимодействие с целью разведки.
2. Этап агрессии - члены группы начинают проявлять активность, в основном покусывая друг друга. На этом этапе члены группы сознательно или бессознательно выявляют распределение сил.
3. Этап любви в группе устанавливаются радостно - дружеские отношения. Каждый с любовью относится к остальным. Обиды, полученные на предыдущем этапе отходят на второй план.
4. Этап стабильного существования. В группе кристаллизуется иерархия, распределяются роли, в соответствии с которыми распределяется групповое поле - как любви так и агрессии.

В социальной психологии обычно выделяют пять основных ролей в группе, называемых буквами греческого алфавита:
(альфа)- лидер, признаваемый большинством. Обычно это человек наделенный некоторой харизмой.
(бетта)- эксперт. Обычно бетта не оказывает харизматического влияния на группу, однако уважаем ею за обладание специальными знаниями, необходимыми для успешной деятельности группы. Зачастую бетта оказывает значительное влияние на альфу однако группа его не воспринимает.
(гамма)- рядовой член группы, входящий в большинство. Уважает альфу и следует групповым идеалам.
(омега)- козел отпущения, член группы, отторгаемый ею и получающий основную часть групповой агрессивности. Именно для этого он в группе необходим. При наличии у группы сильного внешнего врага омеги может не быть..
(дельта) - антилидер - человек, обладающий сопоставимой с лидером харизмой, однако в отличии от него не контролирующий групповое большинство. Вокруг дельты могут появится его "личные" бетты и гаммы.
Отметим, что указанные динамические процессы наиболее ярко проявляются в группах, от - семи до пятнадцати человек, не структурированных внешними факторами, например служебными отношениями. В группе более 15 человек существует как правило несколько подгрупп, внутреннюю динамику которых нужно рассматривать отдельно, а в общегрупповом процессе их можно рассматривать как единицу группового процесса. В группах с навязанной из вне структурой, групповая динамика реализуется в спектре несознательных отношений. Чем менее группа привязана к конечному результату деятельности тем более активно идут в ней подобные процессы. Так в государственных структурах психологический климат как правило более запутан , чем в коммерческих фирмах.
© Андрей Сафронов